Иногда я удивляюсь собственному отношению к некоторым произведениям, чему самым красноречивым примером является мое восприятие творчества Джона Фаулза. Так, первая реакция на «Волхва» была простой: если это по всем законам жанра должно мне нравиться, почему же нет? Постепенно я прочитала всю его крупную художественную прозу и сборник эссе «Кротовые норы», и поводов для удивления стало еще больше.
Фаулз очаровательно противоречит сам себе: декларативно желая быть мега-европейским писателем, он обособляется в своей английскости как в «Дэниэле Мартине», так и в эссе
...; при этом в романе ясно прослеживается идея о том, что расы — далеко не англичане и американцы, а уж от нее один шаг до того, чтобы назвать характеристики «англичанин», «американец», «европеец» не национальными категориями (в этом вопросе показателен Хулио Кортасар, много пишущий об аргентинцах, но вкладывающий в уста героев сомнения в том, что все аргентинские черты подлинно национальны).
Он — отличный пример писателя, который кажется интеллектуально организованным, но провозглашает свою неорганизованность в жизни и творчестве (весьма показателен его случайный подбор книг, подчиненный внешне, однако, единой цели погружения в эпоху и путешествия во времени и мирах), отмечает «роршаховый» характер «Волхва» и то, что творчество – не кроссворд, он тут же сам себя относит к типу авторов-пророков, ориентированных на воздействие на мир; в послесловии к «Червю» поясняет, что же его подтолкнуло к данному роману, подмывая глиняные ноги этого колосса, образованные насыщенными авторским присутствием врезками (я не говорю о силе голоса рассказчика в «Женщине французского лейтенанта», где тому есть стилистическое оправдание).
Упомянутое, как и его атеистический и феминистический настрой, как и его представления об источниках творческого, как схемы вместо характеров в «Коллекционере» – всё это беспокоит, расстраивает, зудит, и главным вопросом становится уже иной – «как это может мне нравиться?», но продолжаешь читать и открывать вместе с автором двери в иные миры, из которых сквозит далеко не феминизмом и не тонким расчётом.
@темы:
Культурная бессистемность