воскресенье, 15 ноября 2009
Эта запись была сделана исключительно для того, чтобы поиграть словами (см. заголовок и тему). Если что, я предупредила.Так получилось, что за осень я прочитала несколько книг разных авторов с большой буквы Б, и мне захотелось о них немного написать.
Джон Барт ("Плавучая опера", "Конец пути", "Химера", рассказы).("Плавучая опера", "Конец пути", "Химера", рассказы). Очень разный в "Химере" и первых двух упомянутых книгах: в первой - слог вязкий, повествование закольцованное, зеркало в зеркало, сплошная игра; последние - ясные, трезвые, ироничные и грустные, человечные, "Конец пути" - как пощечина, местами дурно, местами слезно. "Плавучая опера" - в списке литературы, которую хорошо бы прочитать юристам, "Конец пути" - преподавателям, обе - всем (и особенно состоящим в браке), но их сложно рекомендовать, мне кажется, с ними нужно иначе поступать: как-нибудь так рассказывать, чтобы слушателю самому захотелось ее прочитать, а советовать не надо. Ни в коем случае. Эпизод из "Плавучей оперы" - эпопею с завещанием - нам рассказал преподаватель, однако развязку его не сообщил, сказал, что мы сами прочитать можем. И это было правильно.Генрих Бёлль ("Глазами клоуна", "Поезд прибывает по расписанию").("Глазами клоуна", "Поезд прибывает по расписанию"). Первая - одна из немногих книг, персонажи которой воспринимаются как реальные люди, и говорить о них можно, как о настоящих людях, а не как о персонажах. Такая редкость: я вообще не могу думать, почему поступил так или иначе персонаж, потому что он персонаж, даже самый реалистичный. Они очень настоящие, эти книги - без лишних слов и без лишних мыслей; и если "Поезд" неизбежно по расписанию идет к концовке, которая заранее была объявлена, как на билете, "Глазами клоуна" не имеет линейности, это что-то объемное, в чем ты оказываешься и что оказывается в тебе.Иэн Бэнкс ("Осиная фабрика", "Шаги по стеклу").("Осиная фабрика", "Шаги по стеклу"). Странный, резкий, умный, вроде бы к интеллекту взывает, но при этом умом, пожалуй, его не понять. Вряд ли оценила бы без прослушанного курса судебной психиатрии, особенно вторую книгу. "Осиная фабрика" напомнила мышление первобытного человека, то, как нам об этом рассказывали на культурологии (что интересно - читала фактически перед лекцией), хотя во второй половине неожиданно сошла с этого пути и ничего не объяснила. Хотя этот неаппетитный постмодерн... "Шаги по стеклу" - очень стильное соединение трех отрезков, которые сначала внешне бесконечно далеки друг от друга, а под конец ошеломляюще сходятся в точку. Андрей Белый ("Петербург").("Петербург"). Настала пора оценить Белого-прозаика. Язык потрясающий, естественный, не натужный, без операционного вмешательства, но такой необычный и такой своеобразный. Ни одного симпатичного персонажа вроде бы, а все-таки стало невесело, когда в конце поняла, что с одним из них может что-то случиться - так вот исподволь привязываешься, неосознанно, отбрасываешь потом шелуху не самых привлекательных описаний и не внушающих восхищения поступков. Простые люди - и даже не карикатурные, хотя и кажется. На всех так можно смотреть. Удивилась Петербургу, но почему-то поняла, почему он такой, и даже местами согласилась.Энтони Бёрджесс ("Заводной апельсин").("Заводной апельсин"). Книга, вызвавшая у меня вопрос о том, зачем она была написана. Это само по себе странно, ибо я не считаю, что нужно такие вопросы задавать и отвечать на них, более того, я считаю, что книга не должна вызывать таких вопросов (и совсем не потому, что "зачем" проясняется само). Не знаю. Есть что-то неправильное в ней. Очень далёкая от меня книга и, кажется, от жизни тоже далёкая, хотя, может, это у меня такой взгляд на мир идеализирующий.
@темы:
Культурная бессистемность
Думаю, биография автора многое объяснит, касательно "зачем".
Это очень серьезно, но я писала о книге. Не знаю, это жестоко и бесчеловечно даже, наверное, но я писала только о книге. И книга должна говорить сама за себя. Мне стыдно сейчас, если тебя это интересует.
Это странно бы было.
но это так.
Spiegel Das Katzchen, рада.
Если меня зацепила книга.
Потому что что-то в его жизни должно было привести к такой книге.
Я, кстати, хотела спросить тебя, читала ли ты Саган, "Синяки души" (кажется, так).