"Чума" - своеобразная летопись. Настолько четкая, что иногда сомневаешься в ее художественности. Необыкновенно хорошо передано стремление одного из персонажей писать безлично, для потомков, так сказать. Очень сильные образы не только основных персонажей, некоторые из них даже не появляются "в кадре", но это не мешает им быть живыми: старичок, который каждый день выходит на балкон смотреть на кошек и плевать вниз; чиновник, который каждый вечер работает над книгой - а потом оказывается, что он не двинулся дальше первой фразы, перепробовав сотни вариантов, положив на это не один год.
Судя по сноскам, рассматривается как антиклерикальная книга. Очень странно, на самом деле. Ставлю тезис под сомнение.
"Посторонний" - внутренний монолог преступника, который считает, что "даже сидя на скамье подсудимых, всегда бывает интересно услышать, что говорят о тебе". Забавно, но почему-то даже не возмущена была простотой, примитивностью языка, рубленостью конструкций. Куда менее афористичная, нежели "Чума", повесть, но хлесткая.
"Чума". Цитаты."Чума". Цитаты.
Самый удобный способ познакомиться с городом - это попытаться узнать, как здесь работают, как здесь любят и как здесь умирают.
Раз я знаю, что ты придешь, я могу тебя ждать сколько угодно.
..человек способен на великие деяния. Но если при этом он не способен на великие чувства, он для меня не существует.
- Похоже, что человек способен на все, - заметил Тарру.
- Нет-нет, он не способен долго страдать или долго быть счастливым. Значит, он не способен ни на что дельное.
- А что такое честность? - спросил Рамбер совсем иным, серьезным тоном.
- Что вообще она такое, я и сам не знаю. Но в моем случае знаю: быть честным - значит делать свое дело.
- А вот я не знаю, в чем мое дело, - яростно выдохнул Рамбер. - Возможно, я не прав, выбрав любовь.
Риэ обернулся к нему.
- Нет, не думайте так, - с силой произнес он, - вы правы!
...любовь требует хоть капельки будущего.
Но все-таки стыдно быть счастливым одному.
И в конце концов видишь, что никто не способен по-настоящему думать ни о ком, даже в часы самых горьких испытаний. Ибо думать по-настоящему о ком-то - значит думать о нем постоянно, минута за минутой, ничем от этих мыслей не отвлекаясь: ни хлопотами по хозяйству, ни пролетевшей мимо мухой, ни принятием пищи, ни зудом. Но всегда были и будут мухи и зуд. Вот почему жизнь очень трудная штука.
Потому что микроб - это нечто естественное. Все прочее: здоровье, неподкупность, если хотите даже чистота, - все это уже продукт воли, и воли, которая не должна давать себе передышки.
- Думаю, я просто лишен вкуса к героизму и святости. Единственное,. что мне важно, - это быть человеком.
- Да, оба мы ищем одно и то же, только я не имею столь высоких притязаний.
...существует на свете нечто, к чему нужно стремиться всегда и что иногда дается в руки, и это нечто - человеческая нежность.