Сказки - мои любимые - не читаешь мне на ночь.
Земфира


В четыре года я научилась читать. И понеслось...

Я почему-то не очень любила сказки братьев Гримм и Андерсена. И русские народные - здесь я проявила себя редкостной непатриоткой. В них не хватало чего-то, из-за чего я в них не верила. Они были ненастоящие, слишком придуманные и ни о чем.

До дыр мною была зачитана Астрид Линдгрен, причем куда больше самых известных произведение - "Карлсона" и "Пиппи Длинныйчулок", которую я вообще уже в школе прочитала - я любила "Эмиля из Лённиберги", почти неизвестное "Мы все из Бюллербю" (Ах! Запах сена, придуманный язык, гадания), серию про Калле Блумквиста и - о, вот уж точно моя любовь! - "На острове Сальткрока". Последнее - вещь вообще гениальная и рекомендуемая неопределенному кругу лиц.

Вместе с "Карлсоном" всегда перечитывался "Винни-Пух". Он был прекрасно иллюстрирован. И вообще - без комментариев.

Бессчетное множество раз были перечитаны Баум и Волков. Сравнивала я их не в пользу последнего, кстати. И хотя говорят, что он только первую часть пересказал, а дальше писал сам, параллелей мною было найдено множество.
За Баумом мы старательно охотились с родителями. Последние две из имеющихся у меня дома книг были приобретены уже в Питере, кажется, на мой десятый день рождения. Я была дико разочарована примитивными иллюстрациями - не в пример оригинальным ниловским - и странным переводом. А ведь для детей нужно писать, как для взрослых, только лучше, как кто-то сказал.

Будоражил детское сознание и "Хоббит". Он появлялся даже во снах, вытеснив оттуда покой. Сюжет ночного видения был примерно таков: если взять ночью книжку и перевернуть, можно будет с конца прочитать совсем другую историю. "Властелин Колец" называется. Сон терзал меня до пятого класса, когда я наконец-то смогла взять в библиотеке трилогию.

А "Сказки дядюшки Римуса"? Чудо как хороши! Так мило, просто, обаятельно и весело... "Не бросай меня в терновый куст!"

И, конечно, "Алиса в Стране Чудес". Первым делом я посмотрела в ней все картинки и прочитала все стишки. Алиса бы гордилась мною. Половины аллюзий я попросту не понимала, но меня это нисколько не останавливало. Вскоре дошла я и до сказки в целом - и потеряла дар речи. Она была прочитана за один то ли день, то ли вечер. Ее не хотелось выпускать из рук.

И, знаете, меня иногда печалит мысль о том, что я не читала "Мэри Поппинс" и "Питера Пена". Меня утешает мысль, что "Королевство кривых зеркал" и "Пиппи" я все-таки прочитала в 3 классе, хотя и понимаю сейчас - это уже поздновато было, хотя Линдгрен безвозрастна.