• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
22:38 

Самое важное

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
— Думаю, я просто лишен вкуса к героизму и святости.
Единственное, что мне важно, — это быть человеком.
— Да, оба мы ищем одно и то же, только я не имею столь высоких притязаний.
А. Камю

Понимаешь, что больше всего в героях притягивает качество, которое за неимением лучшего слова назвала когда-то чистотой, вернее, не качество, а цельная основа, про которую проще сказать, чем она не является, нежели объяснить, где же ее истоки: не благостная мягкость князя Мышкина, не надличностная справедливость Кристобаля Хозевича Хунты, не хлесткая до болезненности честность мистера Коди из «Трассы 60», не галахадовский внутренний свет на грани святости, не блаженная чуждость низости пратчеттовского Моркоу и не преданность идеалам Юрковского — какая-то спокойная верность себе и умение одним только своим присутствием разделить все на наносное и настоящее, не поддаваться суете, которые так или иначе не укладывается во все обозначенное. И вот они становятся в ряд в голове и в сердце: Ленц из «Трех товарищей», Фердинанд Ванек из пьес Гавела и Чайка Джонатан Ливингстон в постановках театра «Суббота», Гай Краучбек из трилогии «Меч чести» Ивлина Во, Андрей Болконский, Ланцелот Шварца, Аттикус Финч - становятся, и цепляешься к ним крепче, чем к кому бы то ни было, сколько бы ни говорила о том, как любишь всех упомянутых ранее или иных персонажей; цепляешься, должно быть, потому что больше всего боишься не встречать этого в жизни — и радуешься до головокружения и слез, когда удается встретить, даже если становится невыносимо стыдно и больно за все свои страстишки, а потом успокаиваешься, потому что можно теперь не бояться. Хотя бы какое-то время.

@темы: Узелок на память

23:07 

"Возьми мою душу" и "Опасный метод"

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Сразу признаюсь, что моё знакомство с предметом ограничивается прочтением автобиографии Юнга "Воспоминания, сновидения, размышления" (к слову, рекомендую всем, кто любит книги про детство без целевой аудитории школьного возраста, а также тем, кого интересуют сны - Юнг потрясающе детально описывает многое), поэтому историческая и клиническая достоверность мною оценена быть не может.

"Возьми мою душу" помимо основной истории содержит дополнительный сюжет, объясняющий сосредоточенность фильма именно на Сабине Шпильрейн, а не на любом другом человека: девушка едет в Россию узнать что-либо о судьбе женщины-психоаналитика и знакомится там с историком из Шотландии. Этот самый дополнительный сюжет, на мой взгляд, снят значительно хуже, чем всё остальное: полуголые проститутки и хамски настроенные сотрудники архива не привносят в историю Сабины Шпильрейн вообще ничего, а без кратких комментариев главных героев современной линии, думаю, вполне можно было обойтись, поскольку они в основном выполняют функцию перемотки сюжетов из прошлого.

читать много

@темы: Культурная бессистемность

22:17 

Вино из одуванчиков

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Не люблю выбрасывать билеты в театр и в кино; в то же время мне не нравится мысль хранить их в каком-то одном месте, поскольку каждый из них слишком самостоятелен. Я раскладываю билеты по книгам; разумеется, я не помню, что в какой лежит — и это очень приятно, когда я открываю книгу, а там вдруг повод для воспоминаний. Сочетания получаются неожиданные: скажем, я не удивлюсь, если в рассказах Кафки обнаружу билет на Erasure. В воскресенье первый раз оставила билет в книге сознательно: в один день перечитала до конца "Men at Arms" Ивлина Во и сходила на "Доходное место" в театр "Суббота"; далёкие друг от друга сюжеты наложились неожиданно друг на друга: честность, иерархия, идеализм, требовательные жены, долг, фамильная честь, крах — общие для всех стран и всех времен.

@музыка: Morten Harket - Should the Rain Fall

@темы: Опилки в голове, Культурная бессистемность

01:57 

«Фауст» А.Н. Сокурова

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Перед показом всё было очень правильно сформулировано цитатой из Гёте: «несчастливые люди опасны». Пожалуй, это один из немногих случаев, когда я без внутреннего протеста согласна на изложение одной фразой того, о чём картина, не расценивая это как принижение её многочисленных достоинств (вот ещё пример: «Мастер и Маргарита» Ю.В. Кары — фильм о том, что все люди не злые). Все остальные слова, которые были произнесены (в том числе самим Александром Сокуровым и сверхъестественно сыгравшим Антоном Адасинским), к сожалению, были выбиты из моей головы практически с первых кадров.

Мама шутит, что то долгое время, в течение которого не могли наладить проектор, обусловлено тем, что я вернулась домой за кофтой. Я даже не могу на поломку оборудования жаловаться, потому что мы смогли дважды посмотреть ошеломительно красивое начало (и, если честно, раньше это так остро не ощущала в постмодерне — ведь с ума можно сойти, в XVI веке была написана картина, и автор и помыслить не мог, как она отзовётся после в искусстве). Вообще все сцены на природе — вчувствование в нечеловеческую просто красоту.

@темы: Культурная бессистемность

14:46 

Спящая красавица

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Молчание длилось сто галактических лет
по меркам вселенной лампы, чернил, стола;
лужи теряли живость и костенели в наледь,
дни сменяли друг друга смиренно,
точно сторонники догмы Махатмы Ганди,
события стали происходить не потому, что
она написала об этом, а, может быть, вопреки.

Рыцарь пера с бумагой так и не появился.

@темы: В рифму

01:43 

Brodsky Tune by Morten Harket

"Я не солист, но я чужд ансамблю".


Когда я впервые услышала её, я подумала, что она неуловимо русская, хотя на английском, и что я наверняка назову автора слов, если вдумаюсь. Я посмотрела на название файла и всё поняла: тот самый ритм, тот самый, и она потрясающе насыщенная, она большая, а я маленькая.

Я читала, что Иосиф Александрович отрицательно относился к идее переложения его стихотворений на музыку*; мне, признаться, по душе и "Я сижу у окна" "Ночных снайперов", и "Конец прекрасной эпохи" от Александра Васильева, но Brodsky Tune я переживаю куда больше, чем их, и её восприятие не притупляется уже почти год — и я сомневаюсь, что когда-либо притупится.

* С другой стороны, в интервью Моркет Харкет сообщает, что песня была написана с согласия И.А. и была им одобрена.

Bosnia Tune

@темы: В кавычках, Культурная бессистемность

19:04 

Brigitte

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Вообще я не люблю смотреть клипы, но в случае с французским дуэтом Brigitte я пропала. Это очень красиво: наряды, мимика, жесты, пластика (хотя одна моя подруга сформулировала удачнее, честнее будет воспользоваться собственной характеристикой: скульптурность, всё настолько удачно, что невозможно представить, что стоило бы изменить); стильно и иронично. Но главное, конечно, что клипы в разной степени сумасшедшие.

Первым я увидела клип на песню "Battez-vous", потом посмотрела остальные (не очень нравится "Coeur de chewing-gum", но его в отличие от прочих режиссировала одна из участниц, если я правильно понимаю, а не её (бывший?) муж). "La vengeance d'une louve" сначала не досмотрела (просто слушала), вернулась к нему, когда осознала тенденцию - короче, на ночь лучше не смотрите. И вот ещё неплохой кавер на Aerosmith'овскую "Walk This Way" (это не сюжетный клип, тут можно не бояться ничего).

@темы: Культурная бессистемность

00:03 

"Mad About You" by Sting

"Я не солист, но я чужд ансамблю".


Эта песня — отличный пример того, что содержание находится вне формы и значительно шире её (хотя для музыки, пожалуй, этот тезис в принципе очевиднее, чем для литературы). Я могу слушать её сутками, и длится это уже не первый год. Текст на слух воспринимала изначально весьма обрывочно, но даже до того, как я открыла его, песня (вероятно, из-за музыки) ассоциировалась с чем-то библейским. Но после того, как я осознала наличие в тексте слова «Иерусалим», в голове всё сразу стало на свои места. Спустя какое-то время я услышала Стинга в записи с концерта в Берлине, и ранее возникшая версия о царе Давиде подтвердилась. Если подумать, в довольно простом тексте не так много отсылок к истории, в мотиве, наверное, тоже. Но она — история — за песней.

@темы: Культурная бессистемность

22:26 

«И тебя сегодня счастье навестит»

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Вообще, конечно, я хотела бы написать сколь-нибудь развёрнутый комментарий к законопроекту, который так бурно обсуждается. Особенно я хотела этого, когда впервые прочитала текст, будучи уже знакомой со статями в СМИ и записями в блогах. Но чем дольше я пытаюсь это сделать, тем хуже получается - как будто бы писать не о чем. Не хотелось давать предварительно определение пропаганды, поскольку в словарях всё уже десятки раз написано. Так о чем писать?

И всё-таки что-то нашлось.

@темы: Юридические факты

20:41 

Мидас нашего времени

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
У нас принято рассматривать творческого человека как своего рода царя Мидаса, который превращает всё в искусство одним своим прикосновением. Мне смутно кажется, что корни такого "отворчествления" личного - в представлении о человеке как об источнике творчества; это ягода с того же поля, что и тщательное изучение жизни, анализ влияния внешней среды на формирование личности автора.

Это приводит к повышенному вниманию к, скажем, личной переписке. Я не отрицаю, что письма писателей, например Александра Сергеевича и Антона Павловича, являют собой чистейший образец высокой культуры и безупречного владения языком, однако не понимаю, зачем искать в них проявления литературного гения. В музее-квартире Михаила Михайловича Зощенко один из экспонатов - его письмо, адресованное, кажется, некой даме. Как справедливо заметила моя подруга, невозможно ведь его читать - так неловко. Но стоит поместить текст послания в последний том собрания сочинений или в отдельное издание, он тут же рискует попасть в школьную программу. На выставке Энни Лейбовиц "Жизнь фотографа" бок о бок с её "рабочими" фотографиями были представлены личные и семейные снимки. За вычетом одного портрета все они показались мне совершенно обычными фотографиями, не отмеченными печатью таланта, хотя, безусловно, очень качественными и композиционно удачными для моего неискушенного глаза. Симпатичная кучерявая девочка остаётся симпатичной кучерявой девочкой, а голое тело в ванне - голым телом в ванне, и даже "почерк" автора (возможно, опять по причине неискушенности моего глаза) неразличим.

Только мне всё это, к сожалению, кажется чреватым снижением статуса произведений с акта творения на простое сочинительство.

@темы: Опилки в голове

00:53 

Джон Фаулз, "Волхв"

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Разумеется, я начала с авторского предисловия, в коем автор не соглашается с тем, что ему ставят в упрёк интеллектуальную выверенность текста, указывая, что смысла в романе не больше, чем в кляксах Роршаха. Подобное начало было более чем многообещающим, и тем печальнее были последующие сотни страниц, вызывающие ощущение, что это настолько тщательно и разумно нарисованное пятно, что каждая капелька подчинена Великому Общему Замыслу. Вроде бы есть всё, что мне нравится в книгах, если разделить на составляющие, а включаешь - не работает. К тому же (хотя главный герой старше меня, и сам Фаулз указывает, что это роман о молодом человеке), первое время меня не оставляло чувство, что я села читать этот роман непоправимо поздно.

А потом неожиданно клякса превратилась в поток, и пропала вся натянутая рациональность, кроме той, что в протагонисте (но его безудержная рассудочность изначально идёт красной нитью, она ощущается обособленно), появились люди, а не характерные маски. Мне нравится, что весь роман согласуется с двумя фразами из него: "литература - это тексты, а не грязное белье сочинителей" и "основной закон цивилизации: человеческую речь нельзя понимать буквально"; мне нравится деланная формальная афористичность Николаса ("...я не оплакивал - ни ее, ни себя, - ибо дважды оплакивают одно и то же лишь экстраверты") и Кончиса ("Германию нельзя знать. Можно только мириться с ее существованием"); я получила столько удовольствия от всех этих деталей и от романа в целом, что невозможно понять, как же я до сих пор не читала этой книги, потому что ещё чуть-чуть - и наверняка стало бы непоправимо поздно.

@темы: Культурная бессистемность

01:28 

"One Year of Love"

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Судя по смутным воспоминаниям дошкольного детства, "One Year of Love" - первая песня о любви, над которой я способна была плакать. Времена идут, что-то не меняется, и даже общая бодрость альбома не может спасти положение. Здравствуй, грусть.

@темы: Культурная бессистемность

00:32 

«Haveliada, или Похождения президента» (театр "Суббота")

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Сегодня была премьера спектакля «Haveliada, или Похождения президента», поставленного по двум одноактовым пьесам Вацлава Гавела. Обе они соединены главным героем — Фердинандом Ванеком, работающим на пивном заводе драматургом. Первая — его диалог с начальником, который пишет на него доносы; вторая — его приход в гости к друзьям, которые много о нем думают и желают ему только добра. Они обе очень смешные, там столько потрясающих моментов, что я, наверное, могу целую страницу посвятить восторгам. Но краем уха довелось услышать, что сам постановщик считает эти пьесы в первую очередь драмами (у него брали интервью в антракте), и, пожалуй, я готова согласиться. Как-то так поразительно отделяют важное от неважного, настоящее от наносного; то, чему стоит придавать значение и чему не стоит. Мне кажется, я будто уходила на пару часов, а потом вернулась с желанием быть лучше (и, может быть, уже немного лучше). Детали: родители показывают фотографии своего ребенка вместно него, хотя тот находится в соседней комнате; чайная церемония, завершившаяся торжественным завариванием пакетиков; труба, из краника в которой персонажи набирают пиво; просьба выключить телефоны и объявление антрактов на чешском.

@темы: Культурная бессистемность

13:33 

0_о

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Только что я выиграла билет на концерт Erasure в Юбилейном, если верить письму по электронной почте и вот этому. Если мне его и вправду дадут, конечно.

@темы: По_жизненное

23:55 

Маска, я тебя не знаю

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Иногда становится страшно: как много всего мы знаем друг о друге, но как мало мы друг друга знаем, называя при этом иногда первое вторым.

Уметь рассказывать друг о друге бессчетные истории, точнейшим образом описывать предпочтения в самых разных областях, знать вещи, зачастую заслуживающие наименования "сокровенное". Знать, но не понимать, иногда — догадываться, но считать себя вправе озвучивать свои выводы и предполагать реакцию — не могу от некоторых слышать этих объяснений и предположений на базе отдельных фактов, хотя, конечно, тем ценнее, когда получается правильно у кого-то, только получается ведь от второго знания, а не от первого.

И не очень-то похоже, что количество знания о ком-то переходит в качество знания кого-то.

@темы: Опилки в голове

02:06 

Равноправие и гендерная индифферентность

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Очень хорошо, что женщины могут наравне с мужчинами пользоваться избирательными правами, учреждать юридические лица, открывать счета в банках, устраиваться на работу и служить в армии. Мне не нравится, когда говорят, что женщину сбили с пути истинного, поманив ее политикой, карьерой и наукой, что, если бы не это, она бы спокойно занималась собственно женским. Я не уверена в том, что много пользы может принести женщина, которая занимается семьей и рожает детей только потому, что ей больше нечем заняться. Поэтому пусть будет возможность выбора, а кому все это не нужно, те этим просто не будут пользоваться. Если и есть проблемы общественного сознания, то корни их в системе ценностей, а вовсе не в равноправии, и всё это выходит далеко за рамки женской доли.

Но вне правовой сферы я не могу стереть грань между полами; "дамы в трамвае, а у нас тут юридический факультет" - это не укладывается в моей голове. И пусть интересность человека не зависит от его пола, я ожидаю того, что мужчины и женщины будут по-разному вести себя и одеваться (пожалуй, меня действительно очень не нравится бесполость многих современных предметов гардероба). Мне кажутся нормальными определенные гендерные поправки при общении (так, я недоумеваю, когда мужчина, здороваясь, инициирует рукопожатие, хотя и не воспринимаю это как оскорбление); я считаю естественным, когда мужчина руководит, принимает решения, ведет за собой; думаю, что мужчины способнее, умнее, талантливее. Пожалуй, именно поэтому нам равноправие и нужно.

@темы: Опилки в голове

00:21 

Личные вещи

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Не могу похвастаться тем, что чувствую какую-то энергетику вещей (более того, можно сказать, я далека от веры в неё), и преувеличением будет говорить, что я вслед за пращурами воспринимаю их как некое продолжение личности. Однако личные вещи, сознательно выбранные или обдуманно принятые как свои (я имею в виду подарки), говорят.

Мне кажется, я срослась с этим убеждением уже давно, намного раньше, чем впервые услышала о том, что всё есть текст, и о прочих проделках семиотики. Не исключаю даже, что меня в своё время серьёзно припечатали виртуозные выкладки Шерлока Холмса в рассказах, но мне часто бывали симпатичны литературные персонажи, в которых чувствовалось это (скажем, Юрковский у Стругацких). Более того, "встречают по одежке" в таком ключе - суждение самоценное, а не противопоставление второй части пословицы. Мне интересно смотреть, кто что носит и что использует: пусть даже это не говорит о том, каков человек, это может поведать, каким он хочет казаться.

Я осознанно подбираю одежду и другие вещи и почти всегда болезненно воспринимаю, если с ними что-то случается или если их нет под рукой в нужный момент и приходится пользоваться чужими. По-прежнему не считая это даже самой слабой степенью вещизма, я вижу в этом некое закономерное следствие из того, что привыкла не относиться пренебрежительно к своим словам.

@музыка: Yoav - Wasteland Waltz

@темы: Словесный автопортрет

21:15 

Раздача слонов (окончание)

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Большое спасибо тем, кто поучаствовал в игрушке: Liquidator, funcky, Lilee, Грайне, а также троим угадывавшим просто так: fusamnan, soir и Spiegel Das Katzchen! Знали бы вы, как мне было интересно читать ответы!

Итак, ответы.

Теперь рассказываю, почему меня порадовали ответы! Дело в том, что пять человек допустили по две ошибки, а двое - по одной. Последним и присуждается победа. ) Lilee и Грайне, я слушаю ваши заказы. )

Еще раз спасибо вам всем! Очень порадовали ко дню рождения.

@темы: Ludi, в которые играют люди

15:23 

И снова магниты

"Я не солист, но я чужд ансамблю".


Не хотите ли нечто подобное? Вам сюда. )

+ 5

@темы: Рукоприкладство

20:33 

Раздача слонов

"Я не солист, но я чужд ансамблю".
Друже! В честь предстоящего дня рождения я бы хотела порадовать кого-нибудь штучкой, сделанной специально для вас. А чтобы нам всем было интереснее, я ее разыграю в довольно распространенной забаве на угадывание правдивых и вымышленных фактов моей биографии. Победителем будет тот, кто отгадает все правильно, если таких будет несколько, подумаю, что с этим сделать. Если вам просто нравится угадывать, а приз вам не нужен, сделайте пометку об этом в сообщении, и вы пойдете вне конкурса.

Технические детали

Факты

Всем удачи! :white: Тем, кто не будет участвовать, тоже.

@темы: Ludi, в которые играют люди

URL

Хрупкая радуга

главная